вторник, 3 мая 2016 г.

Арт-терапия: подарок для больной души

Данная статья написана в рамках Курса осознанного писательства, следующий курс стартует 1 июня, присоединяйтесь!


Татьяна Старовойтова

Вы видели, как выглядит душа? Ваша или чья-то другая?

Вы ее слышали? Осязали?

Предполагаю, что ответите «нет».

Но зато каждый из нас понимает выражения «душа мается», «душа плачет», «душа поет», «душа рвется на части», «душа болит» и еще много разных душевных определений.

А когда душа болит — это где болит? Какое место, какой орган в теле? И если болит, значит, организм сигналит, что надо что-то исправлять, лечить. А как лечить душу? Чем? Антидепрессантами? Травами? Примочками?

Но что-то же с этим делать надо! Ведь душевная боль иногда очень опасна последствиями.
Как помочь своей душе выйти из тягостного состояния?

Конечно, многие могут дать хороший и действенный совет — поговори с кем-нибудь, вылей душу, выскажись — легче будет. Или — обратись к психотерапевту, он поможет.

Это правда. Но к психотерапевту идти не каждый решится, как-то у нас это не особо принято. Порой бывает достаточно поплакаться кому-нибудь в жилетку и боль отпускает.

Но что делать, если такой «жилетки» рядом нет или вы не готовы изливать душу кому-то близкому, чтобы не ранить, или постороннему, чтобы не навязываться?

Поскольку я работаю арт-терапевтом и мои клиенты приходят с самыми разными проблемами, я не просто предлагаю им техники и методики выхода из сложных душевных состояний. Но и все это пробую на себе. Я тоже человек живой с эмоциями и проблемами. Так что позволю и вам предложить несколько способов подлечить душу.

Душа моя, я чувствую тебя и понимаю

Самое первое, что нужно сделать, если эта душевная боль пришла — остановиться.
Просто поставить жизнь на паузу и прислушаться к себе. Осознать, признать и принять ту самую боль сейчас. И начать разговор со своей душой. Один на один.

Садись, душа, — поговорим

Поскольку душа — это неосязаемая субстанция без цвета и запаха, то надо придать ей "живую" форму. То есть на время "поселить" вашу душу в образ, который вам понятен, знаком и близок. Это может быть растение, мягкая игрушка, ваш домашний питомец (кстати, они бывают очень чуткими и внимательными слушателями) или даже ваше собственное отражение в зеркале.

У меня тоже случались такие ситуации, и я делаю записи в дневнике в форме диалогов «вопрос-ответ» и представляю, что Душа моя находится в левом верхнем углу комнаты, слышит меня и откликается. А когда я дома, то у меня есть на этот случай любимая Му-му (мягкая игрушка — коровка с грустными глазами).

Чем я могу тебе помочь?

Начав разговор со своей душой «по душам», не спешите задавать вопросы «почему?» и «зачем?» — это может вызвать жалость, отчаяние и привести к безысходности «за что мне все это?!» или «почему это все именно мне достается?!»

Душа ведь болеет, она ослаблена и больше всего сейчас хочет... любви.

Вот и спросите ее: «Что бы ты хотела сейчас получить в подарок? От чего тебе станет легче?»
И добавьте: «Я не тороплю с ответом, не спеши, подумай. Я могу для тебя все!» С нежностью «прикоснитесь» к своей Душе и оставьте ее на время в раздумьях. А сами идите искать подарок для своей любимой, слегка приболевшей душе, но уже почти готовой к выздоровлению.

Что вашей душе будет угодно?

Потом как в сказке: «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что".

Душа — субстанция нематериальная и, скорее всего, материальные подарки ей облегчения не принесут, а лишь отвлекут на время. Не пытайтесь накормить или напоить больную душу, — не поможет. Хотя, давясь, съест и тортик, и чего-нибудь выпьет, но потом заболит еще сильнее.

Ищите подарки, от которых у вас глаза начинают блестеть и сердце учащенно биться. Если вам становится что-то интересно — Душа сразу успокаивается. Ищите подарок в сфере творчества, ведь именно образами и метафорами с нами разговаривает Душа, это ее язык.



Портрет души на фоне счастья

О каком счастье может идти речь, когда так больно, скажете вы?

Но посмотрите на свою душу (растение, игрушку, питомца...) и сделайте ей подарок, она сейчас так в этом нуждается. Нарисуйте, просто нарисуйте для нее картинку, где будет солнце, трава, цветы, дети, радуга, все, что можно назвать счастьем. А потом поместите в этот рисунок образ вашей Души, любой, какой вам привидится. Главное, чтобы там, в этой картинке,  настроение было хорошее. Подарите этот рисунок своей Душе, повесьте на стену или в укромное место.

Если меня застает какая-то душевная боль — беру краски, или карандаши, или мелки. «Сажу» Душу рядом или напротив и, разговаривая, как с ребенком, начинаю творить счастье, заказанное моей Душой.


И рисую свободно, отдавшись воображению. В подарок ведь гадость не нарисуешь, тем более любимому существу, вот и получается красота. А напоследок вижу, что Душа моя улыбается, срисовываю ее портрет прямо в картинку со счастьем. Подарок принят.
Я подарю тебе песню!

Еще один способ. Часто душевная боль просится наружу, а мы ее частенько гасим и натужно улыбаемся, мол, все у меня хорошо.

Так вот, не наступайте на горло собственной песне. Найдите песню, которая «цепляет за душу» и пойте ее громко и с удовольствием. И неважно, как вы в этот момент интонируете или попадаете в ноты. Найдите возможность сделать своей душе музыкальный подарок — спойте для нее в полный голос, со всеми эмоциями (помните, ведь вам сама душа заказала эту песню в подарок)

Когда бывает тяжесть на душе, иногда вспоминаю шансон, где слезы наворачиваются, иногда патриотические песни, где голосом надо брать, иногда рок с хрипом — и пародирую во всю мощь!!! До устали, до звона в ушах и до воображаемых аплодисментов. А потом спрашиваю Душу: «Ну как тебе мой подарок?» В ответ слышу «Браво!», а иногда и едва сдерживаемый хохот. Все, значит,  сеанс оздоровления дал хороший результат. Подарок тоже принят.

Рукодельное творчество

В тяжелом состоянии Душа, как больной ребенок, очень хочет, чтобы ее гладили, ласкали, прикасались нежно руками и говорили успокаивающие и ободряющие слова. Одним словом «просится на руки». И подарок ручной работы здесь будет очень кстати. Опять же в зависимости от «заказа», запроса, делайте подарок своими руками. Кому что ближе — вышивание, плетение, вязание, декупаж, валяние, — тут уж выбор огромен. Можете сделать для своей Души талисман, оберег, амулет — это точно она оценит, он же с волшебным смыслом!

Я беру шерсть и валяю картины. Никакой воды и грязи, все гладко, приятно, мягко и непредсказуемо. Шерсть скользит в пальцах, легко ложась на поверхность, а Душа получает в этот момент такое комфортное психологическое поглаживание, что боль растворяется между прядями, превращаясь в тайный смысл картины, да там и остается. Чувствую — душа мурчит. Ок. Подарок снова принят.


Подарочный сертификат

Если мои предложения покажутся для вас слишком просты и не действенны, то придумайте свои авторские подарки. А если сразу не приходит в голову подарок, то предоставьте Душе своей неограниченный выбор.

Подарите ей Сертификат!

Можно все! Сам сертификат оформите красиво, богато или с юмором, она это непременно оценит!

В финале моих душевно-подарочных советов хочу возразить уважаемому поэту Николаю Заболоцкому, который призывает обходиться со своей душой жестко: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!»

«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!»

Дорогие мои, классики тоже иногда ошибаются!

Берегите ваши Души, заботьтесь о них, обращайтесь с ними ласково и почтительно. Тогда боль душевная легко превратится сначала в легкую истому, а потом и в радостное вдохновение.

На подарок ваша Душа обязательно ответит сказочными чудесами!

Источник: "Психология сегодня"
 

Комментариев нет:

fixedbanner
fixedbanner