вторник, 3 мая 2016 г.

В мире еды

Данная статья написана в рамках Курса осознанного писательства, следующий курс стартует 1 июня, присоединяйтесь!


Евгения Артемьева

В современном мире очень много разговоров крутится вокруг еды. Вегетарианцы обвиняют мясоедов в безжалостности, адепты #пп — гурманов в слабоволии, сыромоноеды – всех остальных в блюдомании. Еда как символ достатка, как проявление социального статуса, как атрибут сексуальности. Никогда, как мне кажется прежде, цивилизованный мир не был ТАК помешан на еде. Как же сориентироваться в мире еды?


Казалось бы, чего проще – ешь как животное – когда голоден, только то, что хочется и до состояния насыщения. Но нет! У каждого из нас в голове масса табу, понятий о полезности, родительских установок и рекомендаций ведущих мировых диетологов.

В моей голове точно такая же среднестатистическая информационная каша. Была до некоторого времени. И в начале этого года я поставила себе цель научиться осознанно питаться. За этим желанием не стояло стремления похудеть (хотя я здесь немного лукавлю, как и любой другой женщине, мне хочется быть стройной и подтянутой). Я хотела стать здоровее и энергичнее. Мне надоело, что единственный способ справиться со стрессом, который я знаю, это чай с плюшками. Я устала от того, что в 28 лет, у меня к вечеру нет сил идти на тренировку. А глядя на бегающее, здоровое, успешное окружение в Фейсбуке, мне становилось еще и очень стыдно.

Что делает среднестатистический человек XXI века, когда ему нужно выяснить какой-то вопрос? Конечно же, лезет в сеть. А потом сидит с опухшей головой, не зная, с какого края подобраться к вороху свалившейся на него информации. Меня спасла страсть к исследованиям.

На третьей же статье мне стало скучно, и я решила экспериментировать…

Для начала попробовала есть каждые 3 часа. Это было утомительно. Я постоянно забывала поесть, нужно было таскать с собой массу контейнеров, заботиться о перекусах. Тоска…

Второй эксперимент был уже финансовый. Я решила проверить, могу ли я питаться на 1000 рублей в неделю. Конечно, пришлось отказаться от бизнес-ланчей, сладостей к чаю и посиделок в кафе. Но в бюджет я почти уложилась (точная сумма оказалась 1078 рублей). Для меня стало огромным открытием, что домашняя еда – это недорого, недолго и очень вкусно.

В феврале родилась идея третьего эксперимента, в который я с удовольствием играю до сих пор. Начну с небольшой предыстории. Даже опыта. Прямо сейчас оглянитесь вокруг себя и посчитайте, сколько предметов красного цвета находится вокруг вас. Есть цифра? А теперь ответьте мне на вопрос (считать не надо), сколько предметов зеленого цвета? Не можете? Ведь вы же считали красные! В том-то и дело. Сфокусировавшись на чем-то одном, мы упускаем из вида все остальное.

Так вот, возвращаясь к предыстории, в один весенний день, бродя по супермаркету, я заметила, что мой маршрут очень однообразен – мясо, сыр, молоко, немного овощей. Я вдруг задумалась, что не может так быть, чтобы на 1000 кв. м не было каких-нибудь интересных продуктов. Из любопытства я просто пошла вдоль полок, внимательно рассматривая все, что на них выставлено. Для меня огромным открытием стали десятки видов круп. До того момента я понятия не имела, что булгур и кускус – это не ругательства на турецком. Обнаружились ряды с разнообразными маслами, полки с органическими продуктами, кокосовое молоко и множество неизвестных мне штук. Меня захватил азарт исследователя. И я придумала себе игру – не брать одно и тоже дважды.

Например, я люблю кефир. На полках его представлено два десятка видов. Разные производители, разная жирность, разная консистенция. Некоторые из них даже сделаны исключительно из молока. До этого я по привычке брала 2-3 каких-то вида и в сторону других даже не смотрела.

Тут для меня открылся целый мир. Стало любопытно, что пишут на упаковках. Вы знали в какое количество продуктов добавляют сахар?! Он есть почти везде. Заметно стало, что в российских крупах обычно больше мусора, органические продукты совсем не всегда органические, а диетические – диетические.

Развлекаясь таким образом, за последние два месяца я открыла для себя: маш, нут, чечевицу, проростки, тыквенное масло, полбу, великолепный цельнозерновой хлеб без дрожжей, производителей домашнего сыра и молока. Мой рацион стал богаче и разнообразнее.

Следующим шагом для меня стал семинар об осознанном питании.

После 4-х часовой лекции я вынесла для себя ряд нехитрых правил, которых стала придерживаться ежедневно.

1. Пить воду. Да, те самые, пресловутые, 8-10 стаканов. Чтобы не забывать об этом я установила себе на телефон приложение «Время пить воду». Теперь симпатичная капелька каждый час напоминает мне об этом. Иногда очень настойчиво. К примеру, присылая сообщения типа: «Время пить воду. Она сама себя не выпьет».

Первый стакан я пью сразу после пробуждения, чтобы запустить систему пищеварения. Еду не запиваю. Делаю перерывы между едой и водой (сюда относятся все жидкости, включая сок, чай и кофе) минимум на 15 минут.

2. Ем каждые 3-3,5 часа. Спустя 3 недели я уже знаю, какие продукты, на какое время дают мне чувство сытости. Утренняя овсянка насыщает меня на 4 часа и я могу спокойно работать до обеда, не отвлекаясь на перекусы.

3. Ем не больше 1 фрукта в день, т.к. физиологически наш организм полноценно может переработать сахар только из одной порции. Стараюсь есть их отдельно от другой еды и в первой половине дня.

4. В каждый прием пищи добавляю овощи.

5. Белок ем во второй половине дня.

6. Веду дневник питания. Но не записываю в нем калории или т.п. ересь (ну не люблю я это все, и честно говоря, не очень понимаю, откуда вообще взялись эти цифры и почему от таблицы к таблице они так отличаются). Я исследую мир еды. Отмечаю, от каких продуктов мне плохо, а что наоборот вызывает прилив сил. Наблюдения дают неожиданные результаты. Оказывается, бобовые не только насыщают меня, но и создают чувство устойчивости, основательности. Мясо помогает мне противостоять стрессам, не сбегать от конфликтов, а смело высказывать свою точку зрения. А вот от винограда мне плохо. Хоть он мне и очень нравится.

Вчера был еще один шаг к осознанному питанию. Я посетила тренинг-игропрактикум. Именно он и стал для меня толчком к тому, чтобы написать эту статью.

Еда – это часть материального мира. И очень важная часть. Если покопаться, каждый найдет у себя внутри десятки идей и установок по этому поводу. Например, мой отец родился в 1939 году. Голодное детство наложило на него свой отпечаток. У нас в семье в первую очередь всегда покупались продукты. Я и сейчас чувствую себя неуютно, если в холодильнике начинают образовываться пустые пространства. Кому-то запрещали выбрасывать хлеб, играть с едой, недоедать порции. Кого-то насильно перекармливали или хвалили сладостями. Некоторые до сих пор любые вопросы решают за чаем с плюшками.

И это ни хорошо, ни плохо. Вопрос в другом. Следуя своим автоматическим реакциям, мы теряем право выбора. Как я, когда по привычке покупала хлеб-колбасу-сыр, не замечая, что в паре метров от меня лежат куда более полезные продукты.

На игропрактикуме мы исследовали еду. Делали то, что делают дети. Мяли ее, нюхали, пробовали на вкус. Вы когда-нибудь нюхали аппетитную грудинку? Попробуйте. Она пахнет какой-то жуткой синтетикой, на которую организм реагирует резким отвращением. А, казалось бы, дорогой черный шоколад, имеет приторный неестественный запах. В сникерсы кладут какое-то нереальное количество соли, а вот апельсины пахнут свежо и приятно.

Я раньше никогда не задумывалась, насколько для меня важно обоняние. Глотая все подряд, я не успевала заметить не то, что аромат, а даже вкус и количество того, что ем. Как сказала одна из участниц: «Спим-торопимся, едим-давимся». И так всю жизнь.

Я предлагаю и вам устроить для себя подобный эксперимент. Для кого-то станет открытием, насколько еда может быть красивой, разнообразной на ощупь. Кстати, тактильные ощущения влияют на развитие новых связей в мозгу. Может ради этого стоит попробовать есть руками? Хотя бы единожды, для расширения границ.

Кто-то обнаружит, что вкус меняется, в зависимости от того, на какую часть языка попадает пища. Что она по-разному ощущается губами, языком, горлом.

Кто-то поймет, что пюреобразное вызывает у него омерзение, а вот грызя яблоко можно выплеснуть агрессию и расслабить челюсти.

Открытия будут ваши. Не знаю, что вы узнаете о себе, но это однозначно сделает вашу жизнь многогранное и богаче.

Источник: "Wellness-journal"
 

Комментариев нет:

fixedbanner
fixedbanner